Оставайтесь с нами
Семья архив

Творчество в школьном образовании

Недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга Кена Робинсона «Образование против таланта». Автор раскрывает проблемы современного образования, в котором преобладают науки, а развитию творческого потенциала учеников почти не отводится время. Такое образование было создано под нужды общества в индустриальный XX век, но сейчас уже XXI век, и сейчас более важен творческий потенциал человека.

За последние тридцать лет в мировой экономике появилась новая мощная сила. Обычно ее называют сектором интеллектуальной собственности, иногда — творческой индустрией, которая включает в себя такие виды деятельности, как реклама, архитектура, искусства и антиквариат, дизайн, мода, кинематограф, развлекательные программы, музыка, театр, издательский бизнес, программные и вычислительные услуги, телевидение и радио и многое другое. Все это основано на творческом потенциале людей.

Творческая индустрия крайне трудоемкая и требует огромного количества высокопрофессиональных специалистов самых разных направлений. Например, теле- и кинопроизводство невозможны без актеров, режиссеров, сценаристов, операторов, звукорежиссеров и звукооператоров, гримеров, модельеров одежды и костюмеров, редакторов и в конце концов продюсеров. По мере роста финансовой значимости этого сектора расширяется и его профессиональная база.

Информационная революция и порожденные ею новые мировые рынки создают и умножают рабочие места для любого творческого содержимого и постоянно повышают на него потребительский спрос. Новые формы труда создают спрос на свежие таланты и ранее не существовавшие виды профессий. В отличие от других секторов экономики творческая индустрия продолжает демонстрировать высокие темпы роста, поскольку в настоящее время она привлекает такие быстрорастущие направления, как программное обеспечение, компьютерные игры и электронные издания.

Современные системы образования не рассчитаны на решение задач, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Они были разработаны для нужд прошлого века. Реформы недостаточно — система образования нуждается в радикальных переменах.

Мир без чувств был бы в буквальном смысле бесчеловечным. Мы заслуженно осуждаем людей бесчувственных. Но при этом наши образовательные системы ничего не делают для того, чтобы повернуться лицом к ученикам, увидеть в них личность и начать измерять их человеческие качества и таланты. Луи Арно Рейд выразил это следующим образом: «Пренебрежение чувством и изучением и его места во всей структуре ума стало катастрофой как для философии, так и для образования. Чуткость и сопереживание играют важную роль в понимании многих вещей гораздо чаще, чем обычно осознается и признается». Чуткость к себе и другим — необходимый компонент в развитии личных качеств, которые сейчас столь необходимы в бизнесе, обществе и личной жизни. С помощью чувств, как и при помощи разума, мы обретаем свою истинную творческую силу, которая объединяет нас.

Образование представляет собой нелинейный процесс подготовки к завтрашнему дню, а сложную процедуру культивирования природных способностей и умственной восприимчивости — то есть развитие тех качеств, благодаря которым все мы сможем лучшим образом существовать в настоящем и создавать для себя достойное будущее.

Творчество — не исключительно интеллектуальный процесс. Оно задействует все сферы человеческого сознания, поэтому чувства, интуиция, игра воображения играют в его формировании не меньшую роль, чем знания и практические навыки. В процессе творчества часто подключаются психологические функции, которые не регулируются сознательной мыслью. Самые блестящие идеи иногда посещают нас совсем не в результате сознательных размышлений. Если мы не можем решить проблему, лучше отложить ее на потом, задвинуть подальше, в спутанные глубины нашего подсознания, — и оно обязательно предложит нам какой-то выход, которого мы меньше всего ждем. В любой творческой работе, не обязательно связанной только с искусством, ключевую роль играют подсознательное восприятие, интуиция, догадки и эмоции. И конечно, особое значение имеют такие категории, как эстетическое восприятие, чувство прекрасного и ощущение гармонии. Это относится ко всем областям творческой деятельности — от танца до математики.

Лидеры делового мира часто сетуют на то, что новое поколение, пополняющее сегодня ряды сотрудников, выглядит слабее, чем предыдущие поколения. Идеология «изгнания чувств» дала всходы, и в наши дни они выражаются более явно, чем прежде. Гоулман формулирует это следующим образом: «Наибольшую тревогу вызывают данные массового опроса родителей и преподавателей, свидетельствующие о возникшей во всем мире тенденции усиления неблагополучия в эмоциональной сфере детей нынешнего поколения по сравнению с предыдущим. Они более раздражены и непослушны; они более нервные и склонные впадать в тревогу; они более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя слишком одинокими и подавленными». Люди во всем мире, говорит он, переживают одни и те же проблемы.

Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?

Необходимо развить навыки творческой работы. Обучение ради творчества направлено на поощрение уверенности в своих силах, развитие независимого мышления и способности думать самостоятельно. Обучая ради творчества, учителям необходимо стремиться:

— поощрять эксперименты, поиск и готовность совершать ошибки;

— поощрять свежую мысль, свободную от немедленной критики;

— поощрять выражение личных идей и чувств;

— объяснять фазы творческого труда и затраты времени на каждую фазу;

— развивать понимание роли интуиции и эстетического процесса;

— поощрять студентов рассматривать новые идеи и выдвигать гипотезы;

— способствовать критической оценке идей.

Таким способом мы можем помочь ученикам эффективнее работать с возникающими проблемами и новыми целями; углублять и расширять понимание себя и мира; поощрять открытость новым идеям.

Если мы собираемся пройти все испытания и все-таки достичь успеха, то должны научиться иначе относиться к своим способностям и использовать их с максимальной отдачей.

Творческие способности в современном мире

В мире современных технологий востребованы интеллектуальные способности совершенно другой мощи по сравнению с потребностями общества индустриальной экономики, под которое создано наше нынешнее образование. Производство перемещается в Азию и Южную Америку — в страны с нарождающейся экономикой, а его место занимают новые формы деятельности, базирующиеся на технологических и информационных разработках и требующие высочайшего профессионального уровня. Во всем мире правительства и компании, учитывая скорость происходящих изменений и понимая, что единственные ключи к будущему — это образование и обучение, осознают насущную потребность развивать творческий и инновационный потенциал. Во-первых, чтобы сохранять конкурентное преимущество, нужно постоянно производить новые товары и услуги, для чего крайне важно генерировать свежие идеи. Во-вторых, необходимость реагировать на изменения рынков вынуждает компании нанимать образованных и профессионально обученных работников, умеющих проявлять в работе гибкость и адаптивность. В-третьих, всем нам придется приспосабливаться к современному миру, в котором то, что считалось благом для большинства людей, — гарантированное пожизненное трудоустройство на одном рабочем месте, — уже воспринимается как пережиток прошлого.

Перед нашими школами стоит задача вдвойне более трудная — улучшать не только чтение, письмо и арифметику, но и предпринимательский, инновационный и творческий потенциал.

Образование подавляет творческий потенциал учеников

Одна из основных причин того, что столь значительное количество людей не считает себя творческими, коренится в образовании, которое они получили. Пикассо как-то сказал, что каждый ребенок — художник; трудно, однако, остаться художником, выйдя из детского возраста. Понятие «творчество» не относится исключительно к занятиям искусством или исключительно к профессии художника; и я глубоко убежден, что мы не приобретаем творческий потенциал — мы лишаемся его. Чаще всего это происходит под влиянием образования. Творчество — многогранный процесс, включающий в себя множество обычных способностей и некоторые специфические навыки и приемы. Творчество поддерживается разными типами мышления. Творчество опирается на критическое суждение, равно как и на воображение, интуицию и даже предчувствие. Доминирующие формы образования активно подавляют условия, жизненно необходимые для созидания. Маленькие дети, поступая в школу, обычно переполнены творческими идеями. К окончанию школы многие из них полностью утрачивают уверенность в своих способностях. Важно понять, почему и как это происходит. Взрослые люди вполне могут раздуть тлеющие угольки творческих сил в себе и других. Но если творчество должно занять центральное место в нашем будущем, сначала ему необходимо стать сутью процесса образования.

Развитие таланта

Все мы обладаем большими природными возможностями, но каждый из нас пользуется ими по-своему. Если нам не удастся развить полное понимание человеческих возможностей с помощью образования и обучения, то некоторые из нас, — а возможно, большинство, — никогда не узнают, в чем их истинное предназначение. Без этого мы по-настоящему не поймем, кто мы и кем могли бы стать. И сейчас более чем когда-либо человеческое сообщество рассчитывает на живое присутствие разнообразных талантов, а не на единственно утвержденное понимание способностей.

Говоря о реализации своего потенциала, мы должны понимать, что речь идет о достижении двух целей: во-первых, нужно понять масштаб и многообразие своих талантов, а во-вторых, добиться их реализации. Именно в решении этих задач творческое начало начинает играть главную роль.

Сократу приписывают известное выражение: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». У всех детей разные интересы, и каждый учится по-своему. Во время обучения следует использовать все способы усвоения знаний, чтобы школьные предметы и выбранные методики пробуждали в них инициативу и воображение.

В пример можно взять образовательную модель американской школы «Синяя школа», в которой обучение состоит из двух элементов: основной учебной программы и школьных ценностей. Учебная программа объединяет базовые дисциплины: языки, художественное творчество, естественные науки, искусствоведение, живые искусства, социальные науки, технологии и компьютерную грамотность, математику, физическую культуру и фитнес. Школьные ценности — это творчество и самовыражение, семейные и общественные связи, игра, энергия и веселье, самосознание и благополучие, исследования окружающей среды и мира, множественные перспективы и дифференцированные стили обучения. Каждая из ценностей «Синей школы» определенным образом соотносится с идеей взаимоотношений, «будь то взаимоотношения с обществом, собственными эмоциями, голосом, телом, миром, со своими интересами, ощущением радости и удивления». Эта модель отражает принципы самих участников и исходит из стремления школы достичь новой разновидности баланса между наукой и творчеством, из убеждения в том, что и то, и другое необходимо в образовании.

В государственном и частном секторах, в школе и дома, творчество в обучении и стимулировании развития — это не роскошь, которой можно пренебречь. Оно жизненно необходимо, чтобы жить достойно и поддерживать мир, где стоит жить. Культурные и экономические обстоятельства, ждущие нас и наших детей на жизненном пути, совершенно не таковы, как в прошлом. Мы не справимся с проблемами XXI века, имея концепцию образования XIX столетия. Нам нужно новое Возрождение, в котором, с одной стороны, ценятся иные разновидности интеллекта, а с другой — культивируются творческие отношения между дисциплинами и образованием, коммерцией и всем обществом. Преобразование обучения — непростая задача, но цена неудачи выше, чем мы можем заплатить, в то время как польза от успеха больше, чем можно вообразить.

Сегодня наручные электронные часы среднего класса обладают намного большей мощностью и памятью, чем электроника космического корабля Apollo Moonlander, с которого, по его собственному выражению, Нил Армстронг сделал свой «маленький шаг для человека и огромный шаг для человечества».

Об авторе

Сэр Кен Робинсов возглавлял Национальную комиссию по творческому потенциалу, образованию и экономике при правительстве Великобритании, получил множество наград от разных стран за развитие систем образования. Доктор наук, всемирно признанный авторитет в сфере развития творческих способностей, новаторства и человеческих ресурсов. Он сотрудничает с правительствами стран Европы, Азии и США, международными агентствами, ведущими культурными организациями мира и компаниями, входящими в список Fortune 500. На протяжении двенадцати лет Кен Робинсон занимал должность профессора кафедры художественного образования в Уорикском университете в Великобритании и был удостоен звания почетного профессора. За заслуги в системе образования королева Елизавета II в 2003 году посвятила Кена Робинсона в рыцари. Робинсон часто выступает в разных странах мира с лекциями о творческом подходе к проблемам бизнеса и образования в условиях новой мировой экономики.

И напоследок

Для написания книги «Образование против таланта» Кен Робинсон провел масштабное исследование и анализ становления нынешнего образования и его изменение под нужды 21-го века. Благодаря этому книга напоминает научный труд, в котором максимально раскрываются все поставленные вопросы.

В последней главе автор написал про инновационные методы в образовании, которые применяются сейчас в различных частях мира. Интересно было узнать какие методики в образовании сейчас применяются в других странах.

На конференции TED есть популярное выступление Кен Робинсона про творчество в образовании, которое просмотрели же более 13 миллионов человек. (Есть русские субтитры)

Кен Робинсон «Образование против таланта»

Книга на официальном сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Список магазинов СНГ, где вы можете купить книгу.

Оригинальное название: Ken Robinson «Out of Our Minds: Learning to be Creative»

О книге одной фразой: Сегодняшняя система образования подходит к индустриальному веку, и ее кардинально нужно менять под сегодняшние нужды.

Татьяна Андреева
Татьяна Андреева

Как просто и сложно быть хорошей, белой и пушистой. У меня не всегда так получается.

Реклама
МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ
Семья архив
Ребенок – не проблема, а следствие проблем родителей

Как мама особого в прошлом ребенка, я прошла много этапов и много специалистов. Мы с мужем попробовали почти все, что можно было. А то, что еще не попробовали, обязательно попробуем,...

Читать далее
Семья архив
Говорить НЕТ и еще несколько способов научить детей ценить деньги

В одной из статей мы уже говорили о том, почему нельзя платить детям деньги за учебу, но значит ли это, что детям вообще не нужно прививать ценность денег? Каждый родитель...

Читать далее
Семья архив
Как отучить ребёнка от ночного кормления? Популярные методы и основные ошибки

Поглощение грудного молока – одна из главных «задач» новорожденного. Примерно до шести месяцев ребенок нуждается в постоянном приёме пищи, поскольку его организму требуется огромный объём энергии. Но если «дневной» аппетит...

Читать далее
Семья архив
Осколки родительской любви

Дети напрямую зависят от того, что происходит у них в семье. Любой конфликт, на каком уровне он бы ни происходил, отражается на самочувствии ребенка и на его поведении в разных...

Читать далее
Семья архив
Бедные дети богатых родителей

В англоязычной прессе выражение «бедный ребенок богатых родителей» давно уже стало журналистским штампом. На постсоветском пространстве пока сохраняется обратное мнение. Большая часть простого населения относится с завистью к чадам магнатов:...

Читать далее
Семья архив
Правильное прикладывание ребенка к груди

Когда я начинаю говорить о правильном или неправильном прикладывании ребенка к груди, то очень часто слышу такую фразу: «А что вы имеете в виду? Разве можно сосать грудь неправильно?». Когда...

Читать далее
Реклама
МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ
Популярно
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!