ᐈ Архив ᐈ Пинакотека Ватикана ᐈ читать онлайн журнал
Оставайтесь с нами
Архив

Пинакотека Ватикана

Об уникальности Ватикана знает весь мир, и официально это государство, признанное наименьшим (хотя, оказывается, в Риме есть и ещё меньшее – особняк Мальтийского ордена), появилось в 1929 году. Однако история Ватикана началась за многие сотни лет до этого – пожалуй, с тех времён, как появился титул Папы Римского – с III-IV веков н. э. В середине VIII века Папа Стефан II получил в подарок от короля франков небольшую территорию, позже известную, как Папская область – образованное в этой области государство много веков играло важную роль в политической жизни Европы и католического мира в целом.

Наполеон Бонапарт, страстно желавший сделать всё по-своему, ликвидировал Папскую область, но в 1815 году она была восстановлена; однако в ходе событий XIX века – революции в Италии и объединении страны, Папа стал терять свои владения и полномочия, хотя ему и был оставлен суверенитет в пределах территории Ватикана. Неопределённость продолжалась до принятия Латеранского пакта в феврале 1929 года – тогда Ватикан и стал суверенным государством.

В Латеране двор Папы находился до XIV века – в 1377 году резиденция переместилась на холм Mons Vaticanus – отсюда и происходит название этого уникального государства.

Неудивительно, что за свою многовековую историю Ватикан стал настоящей культурной и религиозной сокровищницей не только для христиан, но и для всего остального мира: несмотря на малую территорию, папы сумели собрать множество бесценных коллекций живописи, скульптуры, рукописей – не зря говорят, что в музеях Ватикана можно потеряться надолго.

В комплекс Ватиканского дворца входит знаменитая Пинакотека – галерея живописи: хотя картин в ней не так много, она считается собранием самых ценных и редких шедевров великих и известных художников.

Пинакотека – слово греческое, и происходит от двух слов – ««pinaco» - доска, и «teca» - хранилище. Если учесть, что многие картины раньше писались на досках, то понятно, почему так стали называть картинные галереи – в Пинакотеке Ватикана тоже есть картины на дереве. Всего в ней 18 залов, и представлены картины в основном итальянских мастеров – от Эпохи Ренессанса до XIX столетия.

Около 460 картин размещаются в хронологическом порядке: долгое время они находились в папских покоях, но потом для коллекции было выделено отдельное крыло дворца – в 1908 году Пинакотека открылась для публики. Сегодня она находится в здании, специально построенном в 1932 году.

В Пинакотеку Ватикана обязательно надо пойти, даже если времени на экскурсию даётся немного.

Начинается коллекция с работ художников XI-XII веков, о которых мы знаем мало – это монахи Николо и Джованни.

Далее идут работы Джотто ди Бондоне, считающегося ключевой фигурой в истории европейской живописи – можно сказать, что на его работах выросли такие гении искусства, как Рафаэль, Микеланджело и великий Леонардо да Винчи.

В Пинакотеке хранится одна из самых известных работ Джотто - «Полиптих Стефанески», написанный в XIV веке по заказу кардинала и названный его именем. Работа предназначалась для алтаря базилики Святого Петра, и сохранилась почти полностью – не хватает только двух фрагментов. Художник изобразил библейские сцены – Христа, Святых Петра и Павла, а также других святых, апостолов, Деву Марию и самого заказчика – кардинала Стефанески, преклонившего колени перед Спасителем – с одной стороны триптиха, и перед святыми – с другой; так изображали своих заказчиков многие художники того времени.

Описать и даже перечислить все работы здесь невозможно, но мы упомянем хотя бы о некоторых из них.

Среди многих картин Рафаэля хочется отметить «Преображение Христово» - его последнюю работу. Художник не успел закончить её – он ушёл из жизни рано, в возрасте 37 лет, и картину дописывал другой мастер – Джулио Романо, известный, как первый среди учеников Рафаэля. Изображение представляет собой как бы две части: в верхней – Христос и пророки Илия и Моисей, парящие над горой Фавор, и упавшие на землю апостолы, а в нижней – сцена исцеления ребёнка, в котором пытаются принять участие множество людей – она написана Романо. Их фигуры выполнены безупречно, но в них нет той возвышенной простоты и неподдельной святости, которой отличаются образы верхней части картины, а краски не такие светлые и тёплые, как у Рафаэля – кстати, «Преображение» выполнено на дереве.

Картина Леонардо в Пинакотеке одна, и тоже незавершённая – это «Святой Иероним» - она была заказана мастеру флорентийской церковью, но в начале 1480-х годов он уехал в Милан, и работа осталась неоконченной. Святой изображён в достаточно сложной позе, в движении, вместе с львом, ставшим его преданным другом. Легенда повествует, что однажды к Иерониму, жившему в монастыре, пришёл лев – животное хромало, но все испугались и убежали. Иероним же велел монахам вымыть лапу зверя – оказалось, что в ране колючки; когда их вытащили, и лев поправился, он стал сопровождать святого повсюду.

Караваджо жил и писал после Рафаэля и Леонардо – это был уникальный художник: известно, что он очень любил писать с натуры, и в качестве натурщиков использовал простых людей – даже Святую Деву он мог написать с куртизанки. Уникальность Караваджо прекрасно видна и в известной алтарной картине «Положение во гроб»: всё выглядит очень реалистично и органично – именно это церковь часто ставила в вину художнику, - хотя глубину драмы это нисколько не уменьшает – скорбь персонажей может почувствовать каждый зритель.

Тициан Вечеллио – один из величайших художников Возрождения, прожил долгую жизнь; его имя стоит в одном ряду с именем Леонардо, Рафаэля и других гениев той эпохи. Одно из последних его произведений – «Святой Себастьян», хранится в Пинакотеке Ватикана. К образу этого святого – молодого воина-римлянина, принявшего христианство, и вместе с ним – мученическую смерть, обращались многие художники Возрождения. Тициану вообще было свойственно прославление человека, его духовного величия и несгибаемости в самых тяжёлых ситуациях – эта работа была мастером особенно любима.

На картине художника Позднего Возрождения Паоло Веронезе, написавшего множество работ по библейским сюжетам, изображена Святая Елена – мать Константина, римского императора, начавшего официальное распространение христианства. За свою деятельность императрица Елена причислена церковью к равноапостольным святым; художник изобразил её, как богато одетую, респектабельную даму средних лет, дремлющую у окна – говорят, что за изображение святых в роскошной и нарядной одежде, и вообще за легкомысленное отношение к духовным сюжетам Веронезе даже был привлечён к суду инквизиции, и ему пришлось кое-что исправлять в некоторых своих работах, чтобы избежать кары.

Никола Пуссен был одним из родоначальников классицизма - он жил в XVII веке; чаще всего сюжеты его картин были историко-мифологическими. Пуссен выполнял заказы не только архиепископов и других духовных лиц, но и аристократов, а также работал при дворе короля Людовика XIII – образы, создаваемые им, были идеальны, прекрасны и совершенны. Однако его картина «Мучение святого Эразма» вызывает у зрителя неподдельный ужас – настолько убедительно и реально выглядит картина казни. Связанный святой брошен на скамью, и палач разрывает острым крюком его тело, изображённое с особой тщательностью – это терзаемое тело совсем не похоже на те прекрасные образы, которые были идеалом классицизма. Картина была заказана художнику церковью в 1628 году – этот заказ был очень важен, и на него ушло много сил и времени.

В залах Пинакотеки можно увидеть ещё множество работ великих мастеров живописи разных эпох и веков. Один из залов полностью посвящён портретам – в основном это портреты римских пап, но есть также изображения императоров. В другом зале представлена византийская и даже русская живопись; есть зал с иконами и мозаикой, миниатюрными древними скульптурами и археологическими находками – произведениями художников Рима начала I тысячелетия н.э.

Само здание Пинакотеки тоже заслуживает внимания, как памятник архитектуры: и внутри, и снаружи оно величественно и красиво – это настоящий шедевр, хотя и созданный недавно – в XX веке. Описать его коротко, как и собранные в нём произведения искусства, вряд ли возможно, поэтому лучше посетить Ватикан лично – сегодня для этого есть все возможности.

Анастасия Новикова

Всё время забываю глянуть в окно перед тем как выйти на улицу, поэтому последнее время нравятся виртуальные прогулки.

Оставить свой комментарий

Правила общения на сайте:

— Комментарии проходят премодерацию.

— Здесь нет демократии и мы не обсуждаем свои решения.

— Мы рады адекватным собеседникам.

Простейшие нормы приличия позволяют пройти наш «фейс-контроль», если вам сложно понять нашу речь, специально для вас: правила комментирования на сайте.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ещё несколько последних записей в рубрике
Архив
Отдых в Армении

Если вам нравится путешествовать, вы любите красивую природу и не представляете жизни без свежего горного...

Архив
Женская красота: как стать стильной?

Если вы уверены в том, что только при помощи одежды можно создавать стильный образ, то...

Архив
Романтический гардероб

Каждая женщина в душе романтик, каждая женщина в душе кутюрье. Предлагаем вам весенний романтический гардероб...

Архив
Замки России

Даже становясь старше, подсознательно люди всё еще стремятся к сказке и ищут приключений. Старинные замки,...

Архив
5 секретов красоты и стиля Ким Кардашьян

Ким родилась в Лос-Анджелесе и уже с детства знала, что такое шоу-бизнес. Ее мама также...

Популярные публикации
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!
Adblock
detector